Новости

«МИРОНОСИЦЫ» Выставка современной церковной вышивки

Программа конференции

16 мая 2024 г., четверг

10.00. Открытие выставки современной церковной вышивки «Мироносицы» в выставочных залах Творческого Союза Художников (Невский пр., 60)

12.00. Начало пленарных заседаний в Лектории Государственного Русского музея (Михайловский замок, Садовая ул., 2)

Соловьева Ирина Дмитриевна, канд. искусствоведения, зав. отделом древнерусского искусства Государственного Русского музея
Приветственное слово

Вилкова Мария Владимировна, канд. искусствоведения, старший научный сотрудник сектора тканей научно-хранительского отдела «Оружейная палата» Музеев Московского Кремля, г. Москва
Приветственное слово

Силкин Александр Владимирович, канд. искусствоведения, ведущий научный сотрудник ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря, г. Москва
Лицевое шитье «гостьи» Ксении Федоровны Юдиной

Шалина Ирина Александровна, канд. искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГРМ, г. Санкт-Петербург
Фрагменты шитого иконостаса: проблемы датировки и реконструкции

Литвина Анна Феликсовна, кандидат филологических наук, доцент НИУ ВШЭ, г. Москва,
Успенский Федор Борисович, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, директор Института русского языка РАН, профессор, г. Москва
Воздух Огрофены Челядниной 1531 г. (в развитие идеи Н. А. Маясовой)

Клюканова Ольга Витальевна, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГРМ, г. Санкт-Петербург
Пелена «Никола Зарайский» 1518 г. из собрания Русского музея. Некоторые замечания о истории бытования памятника

14.00-14.30 кофе-брейк
Катасонова Елена Юрьевна, редактор журнала «Убрус. Церковное шитье: история и современность», г. Санкт-Петербург
Плащаница из собрания Русского музея и новгородские эпитафии XVI в.

Лепшина Лилия Алексеевна, хранитель Софийского собора, г. Великий Новгород
Шапка архиерейская с лицевым шитьем из некрополя Новгородского Софийского собора

Николаева Татьяна Николаевна, художник-реставратор тканей высшей категории ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, Москва
Покров преподобного Пафнутия Боровского, 1632 г. из Калужского областного краеведческого музея: особенности бытования, реставрация, музейное экспонирование

Титова Лилия Аркадьевна, реставратор тканей I категории Новгородского музея-заповедника, г. Великий Новгород
Реставрация стихаря XVII века из фондов Новгородского музея-заповедника

Безуглова Светлана Геннадьевна, научный сотрудник фонда «Ткани» Государственного музея истории религии, г. Санкт-Петербург
Памятник эпохи Петра I. История княжеской шапки на раку Александра Невского в коллекции ГМИР. Отражение предмета в русском искусстве

Ермакова Нина Владимировна, кандидат исторических наук, ведущий специалист Государственного научно-исследовательского института реставрации, г. Москва
«Пучежская плащаница»: включение в музейную коллекцию и реставрация

17 мая 2024 г., пятница

10.00. Начало пленарных заседаний в Лектории Государственного Русского музея (Михайловский замок, Садовая ул., 2)
Глазунова Екатерина Николаевна, художник-реставратор II категории ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, г. Москва
Литургические облачения царицыной Мастерской середины XVII века из ризницы Софийского собора Великого Новгорода
дистанционно

Ковтырева Людмила Владимировна, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник музея, хранитель фонда драгметаллов Третьяковской галереи, г. Москва
О драгоценном уборе двусторонней иконы Богоматерь Одигитрия (Грузинская) — Спас Вседержитель из Суздальского Покровского монастыря

Турцова Нина Михайловна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, г. Санкт-Петербург
Женщина-иконописец, мужчина-золотошвея. Историческая и филологическая достоверность профессиональных терминов

Елкина Ирина Игоревна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела археологии Московской Руси Института археологии РАН, г. Москва
Уникальное очелье с лицевым шитьем XII в. из археологических раскопок под Муромом. Материал, техника изготовления

Зубова Ольга Алексеевна, научный сотрудник научно-исследовательского отдела Великоустюгского музея-заповедника, г. Великий Устюг
Образы Прокопия и Иоанна Устюжских на облачениях духовенства из собрания Великоустюгского музея-заповедника

Ханенко Наталья Борисовна, реставратор музейных предметов ДПИ,
хранитель коллекций «Ткани», «Кожа», «Мех», «Флаги, знамёна, вымпелы» Архангельского краеведческого музея
Реставрация и хранение предметов шитья в Архангельском музее

Пивоварова Надежда Валерьевна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГРМ, г. Санкт-Петербург
Исследователь древнерусского шитья Е. И. Кутилова

13.00-13.30 кофе-брейк
Маханько Мария Александровна, кандидат искусствоведения, заведующая научно-исследовательским отделом Музея им. Андрея Рублева, старший редактор ЦНЦ «Православная энциклопедия»
Мученик Христофор-«песьеглавец» в произведениях лицевого шитья Строгановых XVII в.: символ добродетели или семейный покровитель?

Егорова Марина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, главный¬ научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики имени М. В. Бражникова
Об истоках иконографии «Иже херувимы» на оплечьях фелоней Евдокии Нестеровны Строгановой 1624 года

Литвина Анна Феликсовна, кандидат филологических наук, доцент НИУ ВШЭ, г. Москва
Успенский Федор Борисович, доктор филологических наук, директор Института русского языка РАН, профессор, г. Москва
Две шитые пелены конца XVI – начала XVII в. («Зачатие святой Анны» и «Василий Кесарийский и Василий Блаженный»). Вопросы атрибуции

Степанова Юлия Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт всеобщей истории РАН, доцент Тверского государственного университета, Москва
Изготовление предметов церковного шитья в Патриаршем Казенном приказе (по данным кроильной книги 1621/1622 г.)

Гнутова Светлана Витальевна, кандидат искусствоведения, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Музея им. Андрея Рублева, г. Москва
Золотошвейные мастерские Москвы во второй половине XIX – начале XX века (Алексеевский, Ивановский и Вознесенский монастыри)

Полежаева Светлана Сергеевна, художник-реставратор по тканям высшей категории Государственного музея истории религии, г. Санкт-Петербург
Мутина Анна Савильевна, кандидат филологических наук, художник-реставратор по тканям I категории Государственного музея истории религии, г. Санкт-Петербург
Специфика реставрации церковного шитья для религиозных организаций на примере плащаницы из Смольного собора в Санкт-Петербурге

18 мая 2024 г., суббота

10.30. Мастер-классы. Творческий Союз Художников, Невский пр., 60. 3 этаж)
Алешина Елена Анатольевна, иконописец Иркутской Епархии с 1994 г., руководитель иконописной студии при храме Димитрия Донского, член СХР, преподаватель изо-дисциплин с 40-летним стажем
Силуэт в иконе

Королева Марина Вячеславовна, ПГИ «Со-действие», Москва
Шов «в обкрутку»

Мокрушина Наталья Владимировна, руководитель Отделения лицевого шитья Иконописной школы МПДА, Сергиев Посад
Двухстороннее лицевое шитьё, поиски ответов и реконструкция

14.00-15.00 перерыв

Черных Елена Николаевна, преподаватель Школы церковной вышивки и золотого шитья «Убрус», Санкт-Петербург
Многоцветные обратные прикрепы

Круглый стол Церковное шитье в современном мире

19 мая 2024 г., воскресенье

10.00. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери (Феодоровский собор). Миргородская ул., 1

Праздничная литургия в день святых Жен-мироносиц
Экскурсия по Федоровскому собору

19 мая 2024 г., воскресенье


16.00 -18.00. Творческий Союз Художников, Невский пр., 60. 3 этаж

Финисаж выставки «Мироносицы


Режим работы выставки :
16 мая: 10.00 -19.00
17 мая: 12.00 -19.00
18 мая: 10.00 -19.00
19 мая: 12.00 -18.00

Невский пр., 60
Вход - свободный
Выставки